ГЛАВНАЯ  ПРОДУКЦИЯ  СОБЫТИЯ  СТАТЬИ  ЗАГРУЗКИ  ГАЛЕРЕЯ  АРХИВ  КОНТАКТЫ   
СТАТЬИ >  
 статьи, обзоры, отчеты
 Скорость.. Скорость?. Скорость!!!
 Тонкая настройка BeastX
 Фотообзор сборки модели MD-6
 Фотообзор сборки RJX X600
 Сравнительный тест ФБЛ (1)
 Сравнительный тест ФБЛ (2)
 Фотообзор сборки RJX Xtron 500v2
 Настройка контроллеров YGE
 SK540/SK720 - советы по настройке
 Фотообзор сборки Rush 750
 Фотообзор сборки Symmetric 700
 Простой калькулятор для электровертолетов
 Эксплуатация LiPo - простые советы
 Моё F3C
 Фотообзор сборки AvantGarde E6
 Фотообзор сборки Furion 450
 Фотообзор сборки Furion 6
 Фотообзор сборки Fusion 50
 Обучение пилотированию радиовертолета – с чего начать, к чему стремиться?
 Настройка Castle Creations
 Обзор зарядки UNA6
 Обзор тестов гиро GS-X
 Фотообзор сборки GAUI X5
 Система стабилизации от компании BeastX
 Сборка RJX X-Treme 90EP
 Сборка Kasama Srimok 90 FAIFA
 Сборка и полеты Atom 6HV
 Хирургия Нитромотора
 Судейство F3C/F3N/3DX
 Фотоотчет сборки Atom 500E
 Электричество - это просто или нет?
 Фотоотчет сборки Srimok 90N
 Обзор Protos
 Фотоотчет сборки Rave 450
 Обзор CellPro 10s
 Настройка контроллера Markus
 Обзор CellPro Multi
 Обзор CellPro 4S
 Фотоотчет сборки TZ V2-90
 Обзор TZ V2-50
 Настройка нитро- двигателя
 О зазоре и натяжении



ВСЯ ПРОДУКЦИЯ

МОДЕЛИ

ЭЛЕКТРОПРИВОД

ЭЛЕКТРОНИКА


ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ

ЛОПАСТИ


АКСЕССУАРЫ

ГДЕ КУПИТЬ


КОНТАКТЫ


© RCHELI.COM.UA  
2007-2016








  СТАТЬИ   >



Прибор № 4: Spartan Vortex VX1
В 2010 году, когда эра FBL началась бурным и тотальным нашествием со всех сторон, 
Spartan тихо и молча ушёл с рынка и было полное ощущение, что его имя так и останется 
в памяти, как ассоциация с отличными гироскопами DS760 и Quark. 
Ан нет… Оказывается инженеры Спартана два года усердно строили свой новый девайс и, 
судя по всему, эти усилия были не напрасны – на свет появился абсолютно новый прибор 
Vortex VX1 с весьма достойными характеристиками.
Приобретая  Spartan Vortex VX1 имеет смысл сразу его брать с прибором DataPod, 
ибо все настройки осуществляются только через него и никак по другому.

Прибор поражает своими миниатюрными размерами, все три агрегата легко можно 
было бы уместить в  одном корпусе  вместе с экраном, но Spartan всё разделил и, 
как показывает дальнейший опыт эксплуатации,  вполне обоснованно – работать 
с прибором очень удобно.  
В комплекте нет никаких мануалов и инструкций, всё лежит на сайте.

Последовательность действий  обладателя новенького Vortex VX1 такая:
- На странице для «продвинутых» юзеров  
http://www.spartan-rc.com/products/vx1/vx1.php?p=6 
скачиваем три раздела мануалов (User Guide, Setup and First Flight, Fine Tuning Guide) 
и программное обеспечение последней версии для DataPod, самого прибора и сенсора. 
На сегодня самая свежая версия – М3.  
- что бы избежать сложностей и ошибок в инсталляции и настройке,  
необходимо ознакомится  со спартановским  видеоманулом , который очень 
наглядно и понятно описывает все шаги настройки прибора. 
Шаг 1 – прошивка DataPod, самого прибора и сенсора: 
http://www.helifreak.com/showthread.php?t=498342
Шаг 2 – настройка параметров приёмника и передатчика
Шаг 3 – настройка параметров сенсора
Шаг 4 – базовая настройка головы
Шаг 5 - базовая настройка хвоста
Шаги 2 – 5 очень доходчиво показаны  в соответствующих  разделах: 
http://www.helifreak.com/showthread.php?t=501291
Кроме заводских видеоинструкций есть ещё один весьма полезный источник 
советов по установке, настройке и тюнингу прибора – советы пилотов Fast Lad Team 
http://www.flpflightteam.co.uk/~flpfligh/?p=3333

После базовых установок необходимо переходить к настроечным полётам: 
триммировочный полёт  и настройка экспертных параметров.

Артем Дектерев (Corsac) сделал очень добротный и качественный перевод раздела 
мануала, касающегося  экспертной настройки головы:
http://heli-spb.ru/forumheli/index.php?topic=10731.msg171683#msg171683  
за что ему большое  спасибо. 

Все вышеописанные источники позволяют быстро и просто разобраться со всеми 
настройками, но я остановлюсь на трёх особо важных моментах, которые являются 
общими для всех вертолётов и пилотов:
1. Обязательно сделайте тримм-флайт. После него работа системы становится ощутимо точнее.
2. Практически все вертолёты после первичной настройки имеют колебания хвоста в 
вертикальной плоскости после  выполнения  флипа. Для их устранения надо плавно 
повышать Elevator Debounce.
3. Внимательно отнеситесь к настройке общей чувствительности хвоста Tail Gain . 
По умолчанию она стоит 30% и это очень близко к оптимуму, но её надо плавно 
повышать , что бы хвост характерно звенел при отработке остановок
Здесь хорошо слышно, как хвост работает на грани перекомпенсации
(Если не дойти до этого рубежа буквально 3-4%, вся работа хвоста будет 
ощущаться как неравномерная).

Не ленясь, я попробовал влияние практически всех параметров на работу 
системы в целом и могу с уверенностью сказать, что Vortex VX1 хорошо и 
глубоко продуманная и сделанная система, с хорошей математикой головы 
и инженерным подходом к настройкам. 
Можно очень легко и ожидаемо регулировать скорость вращения по всем осям , 
очень хорошо можно подобрать желаемый отклик по циклику .

Если попытаться обобщить все ощущения, то можно резюмировать следующее:
- Vortex VX1 очень похож на VBar, но, как говориться, есть нюансы
- хороший алгоритм управления головой оставляет  два сильных впечатления,  
  которые проявляются при любых вариантах настроек: 
  резкость и чёткость реакций по циклику и вялая плавность по шагу. 
- хвост работает очень специфично, отлично отрабатывая положения и 
  перестановки, но при этом явно присутствует отбивка при резкой остановке 
  вращения по часовой стрелке. Полностью победить её я не смог, честно перекрутив 
  всё по два раза. Регулировка позволяет уменьшить или увеличить отбивку, 
  но целиком  её убрать не удалось; 
  причём остановка  при вращении против часовой – идеально чёткая.
- общее впечатление  от вертолёта со Спартаном на борту – быстрый и дерзкий, 
  провоцирующий на хулиганство .

Попробую вычленить «светлое» и «тёмное»  :).

Плюсы:
- Отличный и удобный конструктивный дизайн, позволяющий использовать систему 
  на  вертолётах любых размеров (при желании можно вообще «поселить» DataPod 
  на борту вертолёта, особенно это удобно при первых настроечных полётах).
- дружелюбный и интуитивно понятный интерфейс – после пробега два-три раза 
  по всему меню, появляется ощущение, что ты с ним давно и хорошо знаком. 
- очень точное и инженерно  правильное описание параметров настройки в общем 
  и экспертном меню – результат влияния параметра полностью соответствует 
  ожиданиям от описания.
- очень приятные полётные ощущения – вертолёт послушно  и точно идёт за стиком.

Минусы:
- общий уровень мануалов и видеоинструкций  подразумевает наличие у пользователя 
  опыта эксплуатации вертолётов и настройки электроники – новичку будет 
  проблематичное сразу вникнуть в суть.
- при всей точности работы головы, при любых настройках системы ощущается 
  вялость реакции по общему шагу, иногда это очень заметно.
- непобедимая  отбивка  хвоста при остановке пируэта по часовой огорчает, 
  хоть и не мешает при выполнении фигур.

Краткие выводы:
Система очень интересная и добротная, скорее всего в ближайшее время 
увидим апгрейды прошивок, но уже сегодня можно сказать, 
что Spartan на рынок FBL вышел чОтко и убедительно.

...у меня таки есть шо сказать за этого "скокума"  :D
Итак  ;) :
Прибор № 5: Skookum Robotics SK540 Flybarless System
Канадская фирма Skookum Robotics образовалась в 2007 году и специализируется исключительно 
на системах стабилизации для авиамоделей. Первым продуктом фирмы был SK 360, затем в 2010 году 
вышел его премудрый апдейт SK 720. Большой популярностью эти системы не пользовались до 
того момента, как в 2012 году появился SK 540, лишённый всех наворотов, которые были в SK 720. 
SK 540 – это FBL со встроенным гувернёром без премудростей автостабилизации и прочих приблуд. 
И , похоже, фирма угадала, что ждёт потребитель: SR540 стал набирать популярность у пилот не по
дням , а по часам, в отличии от своего старшего собрата SK 720, который так и не смог избавится от 
имиджа дорогой игрушки. 
Покупая SK 540, вы получаете коробку, в которой лежит прибор и всё. 
Девайс сразу вызывает уважение, как берёшь его в руки: очень добротный металлический корпус , 
аккуратно анодированный , красивый и приятный. 
На сайте  Skookum Robotics http://www.skookumrobotics.com/updates/ надо скачать последнюю 
версию программы настройки (она единая для SK 720/540) и уставить её на своём компе. 
Сейчас актуальна версия 3.42 от 19/07/2013.
Там же на сайте http://www.skookumrobotics.com/products/sk-540-flybarless-system/ лежит мануал 
и ведео-мануал, которые очень подробно и доходчиво объясняют все процедуры и этапы настройки. 
Следует отметить, что сама программа настройки имеет очень наглядные всплывающие коменты, 
которые в стиле «для тупых» очень доходчиво описывают все премудрости. 
Но, не смотря на эту кажущуюся доходчивость, интерфейс тяжеловесен и запутан.
 
На тематической странице http://rcheli.com.ua/page_skookum_robotics_fbl_290.html на сайте 
Дмитрия Деригина подобраны все полезные ссылки для SK 540, я же подробно остановлюсь на одной: 
руководство по настройке от Алвина Чаи в переводе Александра Пелипенко (Datos).
Вот оно: http://rcheli.com.ua/page_sk540_sk720___soveti_po_nastroyike_303.html
Не поленитесь, внимательно его прочитайте и у вас практически не останется вопросов по настройке SK 540.

Касательно самой процедуры отмечу одну особенность:
- надо постоянно помнить, что при настройке вносимые параметры активизируются только при «засылке» 
  их в девайс кнопочкой «Send Setup» , это надо не забывать и каждый раз жамкать сию пимпу.

Благодаря советам Алвина Чаи в процессе настройки глубоко вникаешь в суть системы и сразу понимаешь, 
что делали её под диктовку инженеров-аэродинамиков, а не электронщиков, как многие другие. 
Здесь нет интегральной и производной чувствительности, зато есть настройка влияния составляющей Белла 
и составляющей Хиллера, всё как у полноценного несущего винта. 
Это делает процесс подбора параметров более осознанным. 
Тем более было интересно опробовать сей нестандартный девайс в полёте.

Первое впечатление – восторг. Реальная поросячья радость от того как оно летит, особенно доставляет 
эндорфинов работа хвоста (последний раз я такое испытывал, когда впервые поставил на вертолёт 
футабовскую гиру GY 701, кто пробовал, тот меня поймёт). 
SK 540 летит почти сразу , из коробки, офигенно!  Надо просто послушать умные советы и сделать все 
настройки, как рекомендует Алвин и будет вам счастие. 
Мелкие необходимые корректировки вы сами сделаете и поймёте  через 5-10 полётов  и в итоге 
получите очень чёткую, адекватную и приятную в работе систему. 

Если пытаться искать аналогии , то это будет похоже на работу Микроба без косяков Микроба: 
- та же офигенная работа головы, но без вялости по шагам
- работа хвоста не имеет минусов вообще, практически идеальный хвост. 

Не хочу создавать себе кумира, но SK 540 – это пока единственный из испытуемых приборов, 
который так приятно меня удивил. 

Попытаюсь свести свои восторги к систематизированным положительным и отрицательным сторонам.

Плюсы:
- двухуровневость  глубины ковыряния в настройках позволяет начинающим пилотам не залазить 
  в тонкий тюнинг вообще, дефолтные установки всех параметров обеспечивают хорошие начальные условия
- реалистичная и точная математика работы головы делают процесс управления приятным и отзывчивым
- работа хвоста по всем параметрам практически идеальная. 
  Удержание, вращения, разгоны, остановки, всё на «пять с плюсом и точкой». 

Минусы:
- старомодность и перегруженность интерфейса настройки , нет интуитивной адекватности и 
  естественности, необходимость каждое действие подтверждать жамканьем «Send Setup»
- все настройки только с компа (если это для кого-то минус) 

Краткие выводы:
SK 540 на сегодня , однозначно, один из лучших приборов в семействе FBL. 
Мне кажется, что в ближайшее время  мы увидим лавинообразный рост его популярности, 
как в своё время Микроб всех влюбил в себя. 

Вот и подошла очередь последнего участника этого пыталова  :D
Итак,
Прибор № 6: MSH Brain (iKon) Flybarless System
Итальянская фирма MS Heli хорошо известна благодаря своим великолепным вертолётам 
оригинальной конструкции Protos и MiniProtos. О том, что фирма разрабатывает свою FBL все 
узнали в 2010 году, когда увидели прототип на МиниПротосе у  Dario Neuenschwander  в 
Питере , на ХелиМастерс. 
На рынок система вышла летом 2012 года под нескромным названием Brain (т.е "мозг", из-за чего 
сразу получила прилипчивое погонялово Моцк) и с первых дней начала завоёвывать популярность 
среди пилотов. Её промушеном и доводкой успешно занимались и Тарек, и Берт, и Дарио. 
Сами инженеры MSH позиционируют своё  творение так:  
«Brain  на сегодня является самым мощным и эффективным устройством FBL. 
Он позволяет получить идеальные лётные характеристики , но для этого необходимо 
сделать несколько тестов и настроечных полётов»
И они весьма не далеки от истины!  То , что Моцк крут не по-детски убедились все, 
кто его приобрёл  в первых рядах (и я в том числе) .

Покупая Brain , получаешь коробку с девайсом, липучками и шнурками.
Никаких мануалов или инструкций не прилагается. Всё, что надо знать покупателю 
(по мнению разработчиков), он должен получить из программы по настройке, 
которая лежит на сайте MSH: http://www.msheli.com

В октябре 2012 года MSH продала полную лицензию на производство и дистрибьюцию 
прибора и на рынке появился полностью легальный идентичный клон под лейбом iKon : 
http://ikonflybarless.com/home.php
Приборы отличаются только названием и цветом, больше отличий нет никаких. 
Поэтому в дальнейшем, всё что говориться о Brain на 100% верно и для iKon. 

После скачивания и установки  софта вы получаете программу, которая является и 
интерфейсом для настройки и мануалом одновременно. Всё очень доходчиво и просто 
объяснено, интерфейс дружелюбный, понятный, с наглядными картинками 
(если стрелкой мыши навести на параметр, всплывает окно с коментами о данной функции) . 
Вячеслав Алдохин сделал перевод текстовых коментов базовой настройки и опубликовал их здесь:
http://forum.rcdesign.ru/f65/thread299740-3.html#post3838786
Страница на ХелиФреке с поддержкой инженеров-разработчиков так же поможет ответить 
на многие вопросы и пояснить нюансы: 
http://www.helifreak.com/forumdisplay.php?f=308

И есть целый видеоманул по настройке от начала до конца:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=y6lCE_Yh8Uc

Должен сказать, что первые версии с  ранней прошивкой, с настройками  "из коробки" 
не летели вообще. Надо было конкретно колдовать над параметрами, что бы вертолёт 
начал вести себя адекватно (мой первенец с Моцком МиниПротос сделал примерно 30 полётов, 
что бы научиться боле мене хорошо летать) .

Но инженеры MSH не спали и новые прошивки выдавали на гора очень быстро и качественно, 
были убраны практически вес замеченные косяки. Актуальная на сегодня версия 1.0.009 хоть 
и требует дополнительных настроек, но  из коробки, в прицепе, уже летит. 

Недавно так же добавили возможность делать полные настройки без компа, через 
смартфон с блютузом , подробности здесь: 
http://heli-spb.ru/forumheli/index.php?topic=9924.msg172851#msg172851

Каких-то особенных общих советов по настройке давать не буду, потому что на каждом 
вертолёте тонкая настройка требует своих регулировок и они все разные 
(на МиниПротосе боролся с неравномерностью хвоста, на Гоблине 500 лечил отбивку
хвоста и ловил дельфина на прямых , на Атоме 6 был сильный самовозбуд по элеронам) , 
но под себя можно настроить всё и неизлечимых болячек нет. 

Одно общее важное правило: аккуратно, пошагово, не торопясь надо пройти базовую 
настройку и для первого тестового полёта будет всё ок. 

Осознанно опускаю описание встреченной в Моцк системы автостабилизации, 
ибо описывать там нечего – система при активации ставит вертолёт в заранее 
обозначенное положение. 

…но когда вы настроите Моцк под себя, выставите все рейты и гейны на приятный уровень , 
вы получите уникальную систему! Не побоюсь  этого слова. 
Равных  Моцку , по точности отработки команд, страгиванию с места и по чёткости остановок,  
на сегодня нет. 
Из меня , конечно, хреновый пилот-испытатель, ибо дать просрацца вертухе в хорошем 
смак-дауне я не умею, но я явно чувствую чёткость и остроту работы девайса 
(недаром Тарек в Москве говорил, что для него самой оптимальной системой на сегодня 
является Моцк, и я понимаю, почему он это говорит: главная фишка Тарека – невероятные 
фиксации и безумные оттормозки, а это Моцк делает как ни кто).

Если ужимать все характеристики до сухих фактов, то получим набор плюсов и минусов.

Плюсы:
- дружелюбный и интуитивно понятный интерфейс настройки
- выдающаяся летучесть , чёткость и ясность работы по шагам и циклику выше всяких похвал
- великолепная работа хвоста (хоть и требует тонкой настройки)
- общая резвость и весёлость вертолёта с Моцком на борту доставлет 
  дополнительное удовольствие от полёта.

Минусы:
- необходимость обладания пользователем как минимум базовыми навыками  в настройке 
  и управлении вертолётом. Новичку реально будет сложно раскрыть Моцк во всей красе.
- широкие математические и программные возможности системы отчасти являются и её минусом, 
  позволяя залазить при настройке совсем в ненужные границы параметров.

В качестве резюме приведу вышеуказанную  цитату инженеров-разработчиков 
фирмы MSH полностью:
Brain  на сегодня является самым мощным и эффективным устройством FBL. 
Он позволяет получить идеальные лётные характеристики , но для этого необходимо 
сделать несколько тестов и настроечных полётов. Некоторые другие FBL системы могут 
предложить очень хорошие результаты "из коробки", но когда вы ищете "немного больше" 
чем просто "хорошо", то вам придётся заплатить за это терпением и тонкой настройкой.

Лучше про него сказать невозможно! 

На этом долгий , но интересный , сравнительный забег заканчивается:
Итоговый сводный обзор шести систем FBL .

Если вы находитесь в предвкушении, что я сейчас всех участников расставлю 
по местам от 1-го до 6-го, то вас ждёт разочарование – раздачи медалей и 
чествования победителя не будет. 
Фигушки вам!  :D

Вместо этого я честно наморщил лоб и свёл все системы в одну табличку и попытался  
присвоить каждой заслуженные баллы в оцененных мною категориях. 
Не надо пытаться суммировать эти цифири и наивно полагать, что у кого больше, 
тот и лучше. Я старался, что бы из сравнительной таблицы можно было сделать выводы о плюсах и минусах каждой системы. 

В результате вот что получилось:

Если в итоге пытаться спрашивать у меня, что же мне понравилось больше всего, 
то я позволю дать свою личную , сугубо субъективную оценку методом приведения  
понятных аналогий. Между каждой системой я проведу аналогию с автомобилем, 
который наиболее соответствует ей характеру поведения.  

Мне кажется, что сравнение с автомобилем наиболее уместно, так как FBL системы 
так же как и машины, делают все одно и то же, но по разному и с нюансами. 
Ну и мы все – автомобилисты, и ощущения водителя всем знакомы и понятны.
Я полетал на всех этих системах, поездил на всех машинах, так что сравнения, 
по моему, весьма точные. 

Итак, поехали! 

Microbeast BEASTX  V3 – это, без всякого сомнения , Toyota Camry. 
Простая и надёжная, как все «тоёты». Купил, сел, завёл и поехал. 
И больше голова ни о чём не болит.

VBar Silverline 5.3 – это AUDI S8. Мощная, точная, сильная немецкая машина, 
которая «сделает»  на дороге почти всех и сделает это с комфортом. 
Но водитель при этом может чуть-чуть заскучать…

Futaba CGY750  V 1.31 – это английский  уникум Сaterham  R500. 
Как его называют создатели -  это «экстремальный автомобиль для настоящих мужчин, 
которые не боятся сквозняков»! Так же как и CGY750 , требует после покупки вникнуть 
в инженерную суть, вдумчиво подойти к настройкам и только после  этого раскрыться 
во всей красе возможностей. 

Spartan Vortex VX1 – этот прибор с туманного Альбиона полностью 
соответствует своему земляку  Jaguar XK. Быстрый, резвый на виражах, хорошо рулится 
и практически не раздражает тем, что слегка срывает жопу в поворотах и метёт хвостом.

Skookum Robotics SK-540 – это канадское творение очень похоже на BMW X6. 
Приятно удивляет неожиданным сочетанием солидности, плавности и одновременной  
мощи и резвой чёткости. 

MS Heli Brain – стопроцентный итальянец! Это Alfa Romeo 4C.
Его, как и всех итальянцев, бог во время рождения поцеловал в темечко и 
после этого всё получается легко, непринуждённо и красиво. 

На сим я завершаю свою литературно-исследовательскую деятельность 
и возвращаюсь к рабочим и полётным будням.

В качестве послесловия сделаю прямые ссылки для скачивания
мануалов и полезных советов по каждой системе.

1. Русский мануал Microbeast BEASTX  V3
http://yadi.sk/d/l5G9CTHJ7UOb6

2. Русский мануал для VBar 4.0
http://yadi.sk/d/Hudq9oah7UOzC

3. Русский мануал Futaba CGY750  V 1.0
http://yadi.sk/d/HB3S2AiQ7UPAe
Английский мануал Futaba CGY750  V 1.31
http://yadi.sk/d/xAmxadhm7UPIo

4. Русский мануал Spartan Vortex VX1
http://yadi.sk/d/ggxX_Rea7UPpd

5. Русский мануал для Skookum Robotics SK-540 (720)
http://yadi.sk/d/X6ScbiCH7UQ7h
Советы по настройке
http://yadi.sk/d/3qKWe2gX7UQC5

6. Русский мануал MS Heli Brain
http://yadi.sk/d/A4vGFydH7UQNT

Автор Игорь Куличик, 
Москва, 2013
Оригинал статьи: http://heli-spb.ru/forumheli/index.php?topic=11356.0