ГЛАВНАЯ  ПРОДУКЦИЯ  СОБЫТИЯ  СТАТЬИ  ЗАГРУЗКИ  ГАЛЕРЕЯ  АРХИВ  КОНТАКТЫ   
СТАТЬИ >  
 статьи, обзоры, отчеты
 Скорость.. Скорость?. Скорость!!!
 Тонкая настройка BeastX
 Фотообзор сборки модели MD-6
 Фотообзор сборки RJX X600
 Сравнительный тест ФБЛ (1)
 Сравнительный тест ФБЛ (2)
 Фотообзор сборки RJX Xtron 500v2
 Настройка контроллеров YGE
 SK540/SK720 - советы по настройке
 Фотообзор сборки Rush 750
 Фотообзор сборки Symmetric 700
 Простой калькулятор для электровертолетов
 Эксплуатация LiPo - простые советы
 Моё F3C
 Фотообзор сборки AvantGarde E6
 Фотообзор сборки Furion 450
 Фотообзор сборки Furion 6
 Фотообзор сборки Fusion 50
 Обучение пилотированию радиовертолета – с чего начать, к чему стремиться?
 Настройка Castle Creations
 Обзор зарядки UNA6
 Обзор тестов гиро GS-X
 Фотообзор сборки GAUI X5
 Система стабилизации от компании BeastX
 Сборка RJX X-Treme 90EP
 Сборка Kasama Srimok 90 FAIFA
 Сборка и полеты Atom 6HV
 Хирургия Нитромотора
 Судейство F3C/F3N/3DX
 Фотоотчет сборки Atom 500E
 Электричество - это просто или нет?
 Фотоотчет сборки Srimok 90N
 Обзор Protos
 Фотоотчет сборки Rave 450
 Обзор CellPro 10s
 Настройка контроллера Markus
 Обзор CellPro Multi
 Обзор CellPro 4S
 Фотоотчет сборки TZ V2-90
 Обзор TZ V2-50
 Настройка нитро- двигателя
 О зазоре и натяжении



ВСЯ ПРОДУКЦИЯ

МОДЕЛИ

ЭЛЕКТРОПРИВОД

ЭЛЕКТРОНИКА


ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ

ЛОПАСТИ


АКСЕССУАРЫ

ГДЕ КУПИТЬ


КОНТАКТЫ


© RCHELI.COM.UA  
2007-2016








  СТАТЬИ   >


Сравнительный тест ФБЛ систем. 

Atom 6 HV + 6 FBL
Автор Игорь Куличик, Москва
Оригинал статьи: http://heli-spb.ru/forumheli/index.php?topic=11356.0

Я, как вы знаете, полумер не люблю,
и решил  я тему FBL раскрыть полностью и самостоятельно! 

Для этого берём самый летучий, самый простой и самый надёжный вертолёт
Atom 6 HV (мотор Пира 700-520 и регуль Контрон 80HV) в качестве тестера 
и ставим на него по очереди все популярные на сегодня FBL.
Сравнивать буду всё: доходчивость мануала, простоту настройки, 
дружелюбность интерфейса, лётные качества, удобство эксплуатации.
В результате, надеюсь, получится более менее полезный обзор.

Самое первое и простое сравнение : цена.
Все девайсы для чистоты сравнения покупались одновременно в одном
магазине Fast Lad. Цены указываются на сам прибор, без учёта дополнительного
настроечного оборудования или опционных модулей.
Так же не учитываются временные промоакции и скидки.

1. Microbeast BEASTX Flybarless Controller V3  -  $169.73
2. VBar Silverline 5.3 Express  -  $333.18
3. Futaba CGY750 Flybarless V 1.31 -  $318.09
4. Spartan Vortex VX1 flybarless Controller SRC-VX1  -  $301.75
5. Skookum Robotics Flybarless Control Computer SK-540  -  $251.45
6. MSH Brain Flybarless System  -  $201.16

P/S
Все девайсы, кроме Микроба, имеют универсальные (нитро/электро) гувернёры.
Но их мы, для чистоты эксперимента, использовать не будем.

Итак, начинаем! 

Прибор № 1 :  Microbeast BEASTX Flybarless Controller V3
Одна из самых популярных систем в мире и первая, реально составившая конкуренцию монополи Ви-бара на рынке FBL.
Появилась в 2010 году, первым в Москву её привёз Олег Муринский и облетал на фан-флае в Ульянково. 
Сразу завоевала народную любовь и получила несколько «домашних» имён: Микробист, Бист, Микротварь, Микроб. 
Продается вот в таком виде:
 
Русскоязычный перевод в исполнении и редакции Олега Муринского лежит на сайте BEASTX: 
http://www.beastx.com/service_manuals.php
Там же лежит очень полезный каталог с характеристиками серв, который удобен при настройке 
любых устройств ФБЛ: http://www.beastx.com/service_servoliste.php
Для обновления прошивки и для элементарных базовых настроек необходим  USB-шнурок 
«BEASTLINK interface  USB2SYS» . Цена на Fast Lad - $30.16
Программа для работы интерфейса и драйвера лежат на сайте BEASTX  http://www.beastx.com/service_software.php 
и там же можно взять последнюю версию прошивки 3.0.12. Для доступа к последней версии прошивки нужно 
ввести серийный номер прибора и на почту автоматом приходит файл с апдейтом 3.0.12. 

Мануал написан педантично, последовательно и очень доходчиво. Достаточно один раз пройтись 
по настройке от начала и до конца и в последующем эта процедура будет занимать считанные минуты. 
Важное замечание: Microbeast для полной настройки  не требует компа и никаких дополнительных 
приборов (кроме цифрового угломера). Все приблуды нужны только для апдейта софта. 

О лётных и эксплуатационных характеристиках Микроба сказано и написано немерено.  
Я сам до недавнего времени летал практически только на Микробе. 
Остановлюсь коротко на основных.

Плюсы:
- простота монтажа и интуитивный понятный алгоритм настройки.
- возможность работы практически со всеми видами приёмников .
- возможность полной настройки абсолютно без всяких приблуд (комп, интерфейс, шнурок и т.д) 
- обладание замечательным свойством «летит из коробки»
- великолепная метаматематика алгоритма работы головы основного ротора.
- адекватные и отлично работающие встроенные пресеты, дающие возможность начинающему пилоту 
   сразу ощутить , как должен правильно вести себя вертолёт в воздухе.
- идеальный вариант для новичка для входа в хобби. 

Минусы:
- для любителей поковыряться  в настройках,  Микроб – это огорчение: ковыряться там не в чем.
- вялая и не всегда чёткая работа по шагам, которая является , 
   пожалуй, единственным минусом в работе головы. 
- неадекватная математика работы хвоста: на первых прошивках хвост вообще срывало 
   на силовых фигурах , на прошивке 3.0.12 имеем иногда очень заметную разницу 
   во вращениях под разными нагрузками (иногда «волшебным» способом удаётся свести 
   к минимуму этот эффект, поднимая общую чувствительность винтом 1)
- падение эффективности удержания хвоста при длительных сильных нагрузках 
   (эффект уплывания хвоста на силовых кругах на ноже) 
- болезненное реагирование на узкий спектр вибраций в диапазоне 17-22 кГц, проявляющееся 
   в непрогнозируемом заваливании вертолёта набок. Лечится устранением источника вибраций 
   и установкой Микроба не «лёжа», а на «ребро».

Краткий вывод: во всех отношения простая, надёжная и очень адекватная система. 

Прибор № 2: VBar Silverline 5.3
Ви-бар, пионер среди FBL, детище немецкой фирмы Mikado,  без всякого сомнения  - лидер, 
хотя малость утративший  своё доминирующее положение.
Как бы остальные производители ни старались, но они вынуждены смотреть на него и 
сравнивать с ним свои продукты. До сих пор практически 50% рынка FBL держит Ви-бар, 
а это значит , что каждый второй вертолёт оснащён сим девайсом.  
Производятся  две версии : 
VBar и  Mini VBar, которые фундаментально, внутри одной линейки, ничем не отличаются.  
Наглядная таблица сравнения разных версий и исполнений  здесь:
http://www.vstabi.info/en/featurematrix 

Наверно, ни один прибор не имеет столько ресурсов поддержки, печатных и электронных 
мануалов, видеоинструкций и советов по настройке. Я не буду их все причислять, 
назову только самые полные и, на мой взгляд, наиболее информативные и полезные:
- тематический  сайт производителя:   http://www.vstabi.info/
- ветка на ХелиФрике http://www.helifreak.com/forumdisplay.php?f=97
- полный набор видеомануалов от Fredrik Melin 
  (более известного как Mr Mel, автора всенародно любимого калькулятора  http://heli.dacsa.net/calcv3/)
  http://heli.dacsa.net/MrMelSite/styled/index.html
- ветка на нашем форуме http://heli-spb.ru/forumheli/index.php?topic=5949.0  
  с онлайн поддержкой от Игоря Наконечного.

Покупая Ви-бар, вы получаете его с прошивкой версии Express, в которой недоступны 
экспертные настройки. Для расширения возможностей «поковыряться»  необходимо 
купить на сайте Mikado (http://shop.mikado-heli.de/VBar-Mini-VBar/VBar-Software.htm?
shop=k_mikado_e&SessionId=&a=catalog&t=2663&c=5303&p=5303) 
апдейт  VBar Software 5.3 PRO за 29,41 EUR.

Установка и настройка Ви-бар.
Благодаря дилерской поддержке Игоря Наконечного (http://www.aviator-rc.ru/) мы 
имеем полностью русифицированную  программу настройки  V 5.3, которая очень проста 
в установке и весьма информативна в работе. 
Установка и настройка Ви-бара  не вызывают каких-либо сложностей, программа понятна 
на интуитивном уровне и снабжена подробными комментариями. Ви-бар так же может 
настраиваться через блютус модуль и портативную панель. Но я бы этого не рекомендовал 
делать , через ПК и стандартный софт гораздо более удобно и информативно. 

Я очень внимательно и дотошно поковырялся в каждом пункте меню и могу 
с большой уверенностью сказать: Mikado поступает абсолютно правильно, 
продавая прибор с софтом версии Express. 
Я бы даже настоятельно рекомендовал начинающим пилотам пользовать версию
Express и не прошиваться до версии Pro !  Не возникнет соблазна крутить то, 
что на начальном этапе не влияет на процесс обучения управлению вертолётом. 

Я первоначально настроил вертолёт в версии Express и весьма успешно облетал его 
и был весьма удовлетворён. Потом прошил до версии Pro и скажу вам честно : 
можно и без неё. Экспертные настройки вещь интересная и где-то полезная, но, 
повторюсь, пилотам, которых не очень сильно интересует пропорциональная и 
интегральная чувствительность, залазить в меню с «синей шапочкой» не надо. 

Подробнее остановлюсь на некоторых опциях, которые существенно влияют на 
полётные характеристики вертолёта и которые полезно знать всем:
- Автотриммирование. Очень полезная опция и я настоятельно рекомендую после 
  любой механической перенастройки вертолёта делать триммировочный полёт. 
  После него система очень точно находит «нули» и вертолёт рулится как по рельсам. 
- Имитация серволопаток (в экспертном меню основного ротора). Отключите эту 
  функцию сразу и забудьте про неё. Кроме внесения нелинейности в управление 
  ничего не добавляет.
- Оптимизация управляющего контура основного ротора и оптимизация управляющего 
   контура хвоста. Очень рекомендую активировать оптимизацию. Она очень заметно 
   выравнивает управляющие  моменты по всем направлением и делает скорости вращения 
   и остановки одинаковыми во всех направлениях. Очень полезная опция и не зря 
   Mikado очень ей гордится. 

...Неблагодарная работа пытаться описать плюсы и минусы Ви-бара  ;) 
, но я всё же рискну.

Плюсы:
- отличный и проработанный программный интерфейс настройки 
- пошаговая интуитивная процедура настройки 
- выдающиеся полётные характеристики
- абсолютно адекватное и линейное управление по всем каналам 
- очень широкие возможности для регулирования практически всех параметров , 
  причём  с логичными подсказками о последствиях. 
- глубочайшее понимание инженерами математики процессов и 
  многолетний опыт в строительстве FBL 
- вертолёт с Ви-баром – практически идеальная машина для сет-манёвров 
  и точного «рисования» фигур.

Минусы:
- некоторая опциональная перегруженность функционала портов и каналов
- настройка только через комп (или панель) , хотя для многих – это не проблема
- постоянное ощущение , что система доруливает за тебя и скругляет все твои 
  мелкие косяки и неровности
- вся чёткость управления и ровность полёта Ви-бара построены на тотальном 
  взаимном  микшировании и он-лайн оптимизации контура управления; 
  этот один из сильных плюсов системы , как ни парадоксально, вылазит и минусом, 
  не давая полного ощущения обратной связи. 

Краткий вывод:
Безусловно, один из лидеров и законодателей на рынке FBL. Может использоваться как 
и начинающими пилотами , так и профи. От полётов на нём я получил реальное 
удовольствие , как от вождения хорошей мощной машиной , но … машина эта похожа 
на AUDI с коробкой-роботом, которая на полсекунды додумывает за меня вперёд. 
Мощно, чётко, ровно, но, как говориться, не щекочет...  :D ;) :)


Сегодня завершил лётные испытания CGY 750.
Вот моё вью на сей девайс.

Прибор № 3: Futaba CGY750 Flybarless V 1.31 
CGY 750 появилась в 2010 году и сразу вызвала массу нареканий. Первая версия 1.0 
была явно сырой , не имела встроенной оптимизации пируэта, имела явные косяки 
в математике головы и летела криво-косо (я сам три раза подряд за одну неделю 
расхерачил вертолёт с CGY 750 ). 
Сам девайс с виду полностью повторяет легендарный GY 701 и имеет , помимо трёхосевого 
гироскопа, встроенный гувернёр . 
Оперативно были выпущены версии прошивки 1.1 и  1.2 , в которых убрали явные косяки, 
но система всё равно не завоевала народную любовь и не получила широкого распространения.
Но  Футаба не была бы Футабой, если бы, как обычно, не шла своим отдельным «самурайским» 
путём. Два года полной тишины и молчания, не обращая внимания на полный провал продаж 
прибора, не выпускается никаких апгрейдов и улучшайзинга , как будто и не было ничего…
Но в декабре 2012 года Футаба без всякой помпы выдаёт на гора новую прошивку 1.31, 
которая, по сути , является не новой прошивкой , а абсолютно новой версией программы. 
И CGY 750 полетела! И полетела отлично! 

Перейдём к более детальному анализу особенностей данного прибора. 
Как и положено Футабе, при разработке и прибора, и меню, и интерфейса, инженеры 
ни на кого не оглядывались  и ничьих подходов не копировали. Интерфейс  и меню сугубо своё , 
футабовское. Для настройки прибора не надо ничего, ни компа, ни панельки, ни блютуса, 
всё настраивается через экран и четыре кнопочки на приборе (дополнительный универсальный 
прибор-шнурок CIU-2 нужен только для заливки новых прошивок). 

Все апдейты и новые прошивки лежат здесь: http://www.futaba-rc.com/software-updates.html

Русская версия мануала и инструкции по апдейту  лежат на нашем форуме:
http://heli-spb.ru/forumheli/index.php?topic=10270.0

Тематическая ветка на ХелиФрике : http://www.helifreak.com/forumdisplay.php?f=243

Сразу оговорюсь, в отличие от других систем, CGY 750 имеет довольно мало полезных ссылок 
и коментов по настройке и эксплуатации. Это , скорее всего, объясняется не очень большой 
популярностью и распространённостью системы. 

Изучив всё, что доступно в сети о CGY 750, посоветую при настройке и эксплуатации  
девайса использовать следующие источники:

- русскоязычный мануал http://heli-spb.ru/instruction/CGY-750-rus.pdf
- мануал к версии 1,31(1.30)  http://downloads.hobbico.com/software/fut/CGY750_v1_3_ENG_WEB.pdf
- видеонструкцию в исполнении Ника Максвела по базовой и экспертной настройке системы 
  http://www.futaba-rc.com/gyros/futm0835.html
  прямые ссылки для скачивание кино: 
  http://video1.hobbico.com/gallery/fut/futm0835-setup-part-1.mpg
  http://video1.hobbico.com/gallery/fut/futm0835-setup-part-2.mpg 

Со всей ответственностью могу вас заверить, что это оптимум информации  для того, 
что бы хорошо разобраться в своеобразной процедуре настройки и доводки CGY 750. 

Остановлюсь на отдельных нюансах, которые важно не пропустить:
- Меню Swash Basic полностью переработанное и надо просто вместе с Ником пройти 
по всем пунктам, вопросов не останется. Очень сильно поработали инженеры и 
программисты  над упрощением и унификацией сложного меню настройки  миксов и 
корректной работы головы. В результате свели всё к одной процедуре F/F (feed forward) mixing rate, 
которая комплексно оптимизирует и выравнивает работу головы. 
- Стоит обратить внимание на необходимость установки при настройке больших циклических шагов. 
Ник рекомендует ставить не менее  8-10 градусов, другие источники так же говорят о необходимости 
установки 10 градусов на циклик. Так же необходимо максимально широко раздвигать параметры 
«виртуального кольца» (120-130%).  Это  обусловлено тем, что системе с новой метаматематикой  
необходим максимально широкий размах в работе автомата перекоса. 
- Очень полезно сделать трим-флайт, после которого вертолёт более точно рулится  и 
останавливается по осям .
Повторюсь ещё раз: не поленитесь, внимательно посмотрите оба фильма с комментариями Ника 
и у вас вопросов по настройке  практически не останется. Объяснения очень ясные, интуитивно  
доходчивые и наглядно показанные. 

Прошивка 1.31  кардинально отличается от старой не только  математикой и новыми параметрами, 
но и тем, что практически все цифири экспертных меню по дефолту выставлены в наиболее 
оптимальные значения. И если вы зададите режим полёта (от 1 до 5), размер вертолёта и желаемые 
скорости вращения по всем осям, то автоматом получите практически оптимальные значения всех 
экспертных регулируемых параметров. 
По сути, Футаба сделала шаг навстречу тем юзерам, которые не любят глубокого тюнинга 
электроники и предпочитают летать на настройках «из коробки». Но при этом оставила 
бездонные возможности для любителей подстроить всё и вся под себя. 

Итак, если мы прошли весь путь вместе с Ником по базовой и экспертной настройке 
(а это час-два работы на столе и 3-5 настроечных полётов), то мы получаем вертолёт с 
отличными лётными характеристиками. 

Наиболее примечательные и характерные следующие:
- отмечаемая всеми пилотами повышенная летучесть вертолёта после установки 
  на него CGY 750. Вертолёт по ощущениям становится легче и  порхает, как бабочка.
- остро ощущаемая обратная связь , почти полное отсутствие «роботизированности» 
  полёта , реакции на стики прямые, адекватные, ожидаемые и очень быстрые.
- широко известное в вертолётных кругах понятие «футабий хвост» (означающее прецизионно  
  точную  работу и безупречную отработку команд) может быть смело распространено и 
  на работу головы CGY 750 , это «футабья голова».

Переварив и пропустив через себя кучу инфы и ощущений по этой системе, попробую 
резюмировать её достоинства и недостатки. 

Плюсы:
- беспрецедентная широта и глубина доступных настроек, дающая возможность повлиять 
  практически на каждый параметр  вертолёта. Я практически уверен, что в следующем году, 
  когда FAI официально разрешит пользовать FBL в F3C , Футаба будет там одной из самых 
  популярных систем , ибо только она даёт возможность такой скрупулёзной настройки.
- возможность полной настройки системы без компа и других приблуд.
- великолепная математика и алгоритм управления головы и хвоста , дающая ощущения 
  «прямого» управления вертолётом, без всякого малейшего запаздывания или наоборот, предугадывания 
- ну и один из самых понятных плюсов – это Futaba !  :)

Минусы:
- относительная (по сравнению с другими системами)  сложность меню и интерфейса,  
  рассчитанная на подготовленного пользователя
- самурайская скрупулёзность в деталях делает экспертное меню несколько перегруженным 
  и сложным для адекватного понимания значения параметров. Вдобавок к этому – крайние 
  скупые и не всегда понятные описания настраиваемых функций
- повышенная летучесть и прямая реакция на команды имеет свою обратную сторону: 
  появляется ощущение, что вертолёт не «липнет» к воздуху, а слегка «соскальзывает» с траектории 
- отсутствие широкой консультационной поддержки со стороны  производителя,  
  иногда доходящие до прямого игнорирования проблем юзеров ( но это характерно в целом для 
  Футабы и укладывается в японскую философию не суетится по мелочам)
- система работает только с S-BUS приёмниками.

Краткие выводы:
Безусловно уникальная, стоящая в стороне от всех остальных, система. 
Очень будет интересна, полезна и востребована моделистами, ценящими возможность 
дотошно и глубоко вникнуть в суть процесса и отрегулировать каждый параметр  вертолёта 
(уверен, что приживётся в F3C). 
Начинающим пилотам её советовать нельзя, 
обилие непонятных возможностей запутает и собьёт с толку. 
Очень бодрящее и реалистичное ощущения от полёта придётся по вкусу многим 
пилотам, имеющим внутри себя остро пульсирующую инженерную жилку.