ГЛАВНАЯ  ПРОДУКЦИЯ  СОБЫТИЯ  СТАТЬИ  ЗАГРУЗКИ  ГАЛЕРЕЯ  АРХИВ  КОНТАКТЫ   
СТАТЬИ >  
 статьи, обзоры, отчеты
 Скорость.. Скорость?. Скорость!!!
 Тонкая настройка BeastX
 Фотообзор сборки модели MD-6
 Фотообзор сборки RJX X600
 Сравнительный тест ФБЛ (1)
 Сравнительный тест ФБЛ (2)
 Фотообзор сборки RJX Xtron 500v2
 Настройка контроллеров YGE
 SK540/SK720 - советы по настройке
 Фотообзор сборки Rush 750
 Фотообзор сборки Symmetric 700
 Простой калькулятор для электровертолетов
 Эксплуатация LiPo - простые советы
 Моё F3C
 Фотообзор сборки AvantGarde E6
 Фотообзор сборки Furion 450
 Фотообзор сборки Furion 6
 Фотообзор сборки Fusion 50
 Обучение пилотированию радиовертолета – с чего начать, к чему стремиться?
 Настройка Castle Creations
 Обзор зарядки UNA6
 Обзор тестов гиро GS-X
 Фотообзор сборки GAUI X5
 Система стабилизации от компании BeastX
 Сборка RJX X-Treme 90EP
 Сборка Kasama Srimok 90 FAIFA
 Сборка и полеты Atom 6HV
 Хирургия Нитромотора
 Судейство F3C/F3N/3DX
 Фотоотчет сборки Atom 500E
 Электричество - это просто или нет?
 Фотоотчет сборки Srimok 90N
 Обзор Protos
 Фотоотчет сборки Rave 450
 Обзор CellPro 10s
 Настройка контроллера Markus
 Обзор CellPro Multi
 Обзор CellPro 4S
 Фотоотчет сборки TZ V2-90
 Обзор TZ V2-50
 Настройка нитро- двигателя
 О зазоре и натяжении



ВСЯ ПРОДУКЦИЯ

МОДЕЛИ

ЭЛЕКТРОПРИВОД

ЭЛЕКТРОНИКА


ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ

ЛОПАСТИ


АКСЕССУАРЫ

ГДЕ КУПИТЬ


КОНТАКТЫ


© RCHELI.COM.UA  
2007-2016








  СТАТЬИ   >


Контроллеры Маркус - настройка вертолетных функций


Контроллер, Регулятор или ЕСК (Electronic Speed Controller, ESC) - важный электронный прибор в силовом тракте электровертолета. Это именно та деталь, которая преобразует постоянный ток аккумулятора в переменный трехфазный, и через которую происходит ручное (по радиоканалу) и автоматическое (встроенным программируемым процессором) управление мотором.

Не будем останавливаться на простых ЕСК (например Align, Lighting, Gaui), которые входят в стандартные комбо-комплекты, скажем так: они легки в настройках и вполне надежно работают, но в функциях весьма ограничены.
Мы же поговорим настройках спортивных контроллеров. Производителей их достаточно много, но есть непререкаемые лидеры CastleCreations, Kontronik, Hacker/Jeti, Markus и др. У всех разная математика процессоров, разный программный интерфейс, разная схемотехника, но задачи одни – обеспечить максимальную эффективность работы мотора, максимальную точность управления, максимальную защиту батарей.

Рассмотрим пример программирования функций спортивных контроллеров Markus SL и Markus HV.
Перед программированием:
Во первых, внимательно читаем и выполняем инструкцию.
Во вторых, перед программированием в целях безопасности снимаем лопасти главного и хвостового ротора (обороты говернера задаются без них, так как говернер «держит» установленные обороты и с нагрузкой и без).
В третьих, перед программированием с компьютера в целях дополнительной безопасности отключаем мотор (при этом контроллер не будет «петь» и «пищать», так как эти звуки издают обмотки мотора).
В четвертых, программируем контроллер с полностью заряженными бортовыми и силовыми батареями.
В пятых, отключаем (переводим в прямые диагонали 0-100%) в передатчике кривые газа на всех полетных режимах.
Начальная установка и проверка:
Включаем и поверяем контроллер – прозвучит мелодия. Проверяем (без лопастей, держа модель за хвостовую балку и очень плавно двигая ручку газа!) газ на 5-10%, и в случае необходимости меняем направление работы мотора поменяв местами два любых его провода (или, программно функцией Direction). Если мотор не включился - переключаем реверс канала газа в передатчике. Редко, в некоторых случаях бывает необходимо убрать на минимум триммер газа в передатчике или откалибровать контроллер (функция Throttle Type - Диапазон газа).
Программирование.
В контроллерах есть два меню настроек:
Basic или основное меню, позволяет программировать ЕСК с помощью передатчика (ручки газа) по звуковым сигналам.
Это самая простая, «полевая» настройка, и ею пользуемся только тогда, когда под рукой нет компьютера. Для такой настройки мотор должен быть подключен (напомню, звук и мелодии при настройке издает именно он), а лопасти в целях безопасности надо снять. Настраиваем точно по описанию в инструкции:

Basic Меню1
Cut Off Voltage (Отсечка) - выбираем исходя из стандартных 3,0В на один LiPo аккумулятор и общего количества "банок"- аккумуляторов в батарее
Brake Type (Тормоз) - для вертолетов отключен
Timing (Тайминг) - устанавливаем по паспорту мотора
Start Power (Старт) - мягкий
Dynamics (Динамика) - нормальная (в большинстве случаев лучше будет установить динамику вручную "custom" на уровне 15...40 единиц с помощью меню Advanced)
PWM (Частота ШИМ) - устанавливаем по паспорту мотора
Throttle Type (Диапазон газа) - устанавливаем калиброванный Calibrate (калибруется 100% и 0% ручки передатчика), один из фиксированных Fixed... (подбираем по типу радио). Режим гувернера Governor можно включить если мы его затем настоим в Advaced меню с помощью компьютера.
Basic Меню 2
Сброс настроек - установка начальных значений
Direction (Вращение) - направление работы мотора
Melody1 и Melody2 (Мелодия) - выбор мелодии включения и сигнализации
Throttle Curve (Кривые газа) - устанавливаем линейную Linear, так как кривые мы "строим" в передатчике.
Advanced, или меню глубокого программирования.
Здесь с помощью компьютера и USB-кабеля можем произвести все необходимые установки. Программу для этого "скачиваем" с сайта производителя или из раздела Загрузки.




Подключаем USB-кабель к ЕСК. Для низковольтных контроллеров Markus SL батареи питания подключать не надо, а для опто-контроллеров высокого напряжения Markus HV надо подключить и внешнее питание (батарею от 12В).
При подключении USB-кабеля в контроллере зажигается и постоянно горит светодиод. Если он мигает - ошибка, обычно связана с неправильной последовательностью включения - сначала запускаем программу MESC а затем контроллер.
Запускаем программу MESC в компьютере, появляется окно интерфейса.
В разделе Basic в программируемых вариантах значений выбираем Custom – то есть сообщаем, что сами установим параметры в меню Advanced:
Cut Off Voltage (Отсечка) - Custom
Brake Type (Тормоз) - Off
Timing (Тайминг) - Custom
Start Power (Старт) - Custom
Dynamics (Динамика) - Custom
PWM (Частота ШИМ) - Custom
Direction (Вращение) - любое, в случае ошибки можно переключить или просто поменять местами два любых провода мотора
Melody1 и Melody2 (Мелодия) - на выбор
Throttle Curve (Кривые газа) - Custom.
Cut Off Type - выбираем Heli. Помним, что летать до отсечки очень вредно для батарей, да и заканчивать полет аварийной авторотацией тоже нехорошо. Для каждых батарей за первые 4-5 полетов определяем время их разряда до 80-90% и устанавливаем его в передатчик, а дальше летаем только по таймеру.
В разделе Advanced вводим наши настройки:
- Brake, Brake power ... – функции тормоза для модели самолета, планера. На вертолетах тормоз просто отключаем (в меню Basic) поэтому настройки тормоза не трогаем.
- Custom PWM частота широтно-импульсной модуляции на выходе. Необходимое значение задается по паспорту мотора и составляет обычно 8-20 кГц. В некоторых случаях, для специальных моторов с «ferrumless» статором, частота может составлять ок 30 кГц. В целом же, чем выше частота ШИМ – тем выше точность и качество работы контроллера и мотора, но при этом выше потери на перемагничивание статора и выше нагрев ключей ЕСК.
- Custom Timing время или угол опережения вращения электро-магнитного поля. Тоже задается исходя из паспорта мотора и связан с типом мотора, размером и количеством полюсов ротора. Обычно находится в пределах 5-15 градусов (очень редко 0-5 или 15-25 град). Зависимости примерно такие: выше тайминг – ниже момент – выше частота оборотов мотора - ниже экономичность.
ДОПОЛНЕНО: Во избежание поломки контроллера или мотора, МАРКУС рекомендует устанавливать такой тайминг в зависимости от количества полюсов (Pole) используемых моторов:
Мотор 8 полюсов - Минимальный тайминг 15 градусов
Мотор 10 полюсов - Минимальный тайминг 17-20 градусов
Мотор 12 полюсов - Минимальный тайминг 22-25 градусов
Мотор 14 полюсов - Минимальный тайминг 25-30 градусов
- Custom Cut Off напряжение отсечки (отключения мотора), задается для защиты батареи от переразряда. Есть функция Auto - автоматическое определение количества ЛиПо батарей и соответственно напряжения отсечки, но этой функцией, из-за возможных ошибок определения на полу-разряженных батареях, лучше не пользоваться. Задаем отсечку в ручную, для ЛиПо низковольтных батарей это ок 2,8-3,0В на элемент, для высоковольтных ЛиПо – ок 3,0-3,3В на элемент; для низковольтных А123 это ок 1,6-1,8В на элемент, для высоковольтных ок 1,8-2,0В на элемент.
- Custom Start Power – мощность и соответственно резкость старта. Функция работает в самом начале старта (троганье с места), а затем включаются настройки динамики Acceleration/Deceleration (см. ниже). Старт надо подобрать максимально комфортный (не слишком «тупой» но и не резкий). Важно не сделать старт слишком мягким – на  некоторых моторах при низких значениях мощности старта мотор не в состоянии провернуть ротор и начинает просто вибрировать на месте, а это чревато повреждением ЕСК. Поэтому мощность старта сначала подбираем без лопастей, а потом  с лопастями – старт должен быть четким и уверенным. Обычное значение - 10...20 единиц.



-Throttle Type - тип зависимости газа от положения ручки. Рассмотрим настройки газа - "кривых" или говернера.
-- В первом варианте
в меню Throttle Type (Диапазон газа) - устанавливаем  один из фиксированных Fixed ... (подбираем по типу радио). В некоторых случаях в меню Throttle Range (Начальная и конечная точка диапазона работы ручкой газа) можно немного изменить этот диапазон.
Для большей точности можно использовать User Calibrate - тогда ЕСК калибруется 100% и 0% ручки газа с передатчика
Дальше все просто, так как кривые мы "строим" в передатчике. Обычно это 0-40-60-80-100%  для статики, 100-90-80-90-100% для классической динамики, и 100-95-90-95-100% для 3Д-динамики (пример графика для 5-ти точек).



-- Во втором варианте в меню Throttle Type - тип зависимости газа от положения ручки, выбираем Governor High или Low – газ поддерживается процессором в автоматическом режиме для удержания заданных постоянных оборотов. Датчиком оборотов является мотор, точнее его обмотки.
Governor (High/Low) – наверное самая важная вертолетная настройка в контроллере. Настройка имеет два режима High и Low для точной установки оборотов в зависимости от характеристик (об/Вольт, количества полюсов) мотора. Программа-калькулятор значительно упрощает и автоматизирует процесс настройки. Но если есть желание, можно пойти классическим путем настроек с помощью тахометра. Для этого в начале можно выбрать любой из режимов Governor High или Low (обычно High) и начинаем настройку.
Настраиваем так: отключили ЕСК, сняли главные и хвостовые лопасти, подключили мотор. В передатчике проверили/установили график газа в прямую диагональ - 0-25-50-75-100% и не выходим из программы газа, т.к. нам надо будет фиксировать (записывать) фактические значения газа в % по графику.
Подключаем приемник, силовые батареи и ждем звукового сигнала готовности от регулятора (мотора). Держим модель за балку, плавно даем газ (осторожно, вращающаяся сервоось/флайбар, главный и хвостовой ротор очень опасны!) и проверяем авиа-тахометром обороты сервооси. Если модель «без осевая - flybarless» - обороты проверяем по держателям/цапфам гл. лопастей.
Примерно в диапазоне 20-80% газа ротор должен выйти на необходимые обороты (например, у 600-х моделей это около 1800-2000-2200об/мин для разных полетных режимов). Если ротор раскручивается слишком рано или не достаточно раскручивается, выбираем другой режим (High или Low). При достижении нужных оборотов записываем положение в % газа. Например: пускай на 1800об это будет 21%, на 2000-27%, на 2200-34%. Отключаем батарею и настраиваем кривые ("полки") газа говернера в таком виде: для старта и первого режима (взлет и статика) 0-21-21-21-21% (пример графика для 5-ти точек), для второго режима (динамики, режим включается в полете) 27-27-27-27-27% и для третьего режима (3Д, режим включается в полете) 34-34-34-34-34%.
Снова подключаем батарею и аккуратно запускаем мотор проверяя обороты ротора на разных режимах. При необходимости корректируем "полки" газа немного поднимая или опуская их - именно их положение является "задатчиком" оборотов ротора.

В полетах при старте ручку газа доводим плавно от 0 до 30% (то есть включения "полки" газа говернера), ждем когда ротор выйдет на постоянные обороты, и только потом взлетаем.
- Custom Acceleration/Deceleration – скорость (динамика, приемистость) раскрутки мотора и ротора при увеличении и уменьшении газа (при выключенном говернере).
При использовании "кривых" динамика подбирается исходя из предсказуемой, адекватной реакции ротора на работу ручкой газа. 
В случае же, когда говеренер активирован, эта функция отвечает за динамику набора/сброса оборотов на участке кривой газа  и "полки" говернера (при изменении нагрузки).
Эту функцию изначально устанавливаем в пределе 30...50 единиц и регулируем при полевых испытаниях. Чем выше значение, тем медленнее и плавнее происходит раскрутка ротора и его торможение. Обычно более высокое значение 50...100 устанавливают для вертолетов 600-700 классов
(большой и тяжелый ротор надо раскручивать плавно - иначе можно повредить шестерни редуктора), а более низкое 20...30 для 450-500 классов.
- Governor Sensitivity – чувствительность. Задает уровень, при котором говернер реагирует на изменение оборотов ротора.
Эту функцию регулируем тоже при полевых испытаниях, изначально установив ок. 30...50 единиц. Чем выше значение, тем ниже чувствительность, но при этом большое значение имеет инерционность ротора (считай - маховика). И в этой настройке обычно более высокое значение 40...50 устанавливается для вертолетов 600-700 классов, а более низкое 20...30 для 450-500 классов.
Настройка напоминает настройку гироскопа, проверяем поведение вертолета - работу говернера в разных полетных режимах: если вертолет трясет - дергает хвостом -самовозбуждаются колебания хвоста, уменьшаем чувствительность, если хвост водит со стороны в сторону на резкой работе шагом - увеличиваем.

Надо помнить,что на разных заданных оборотах ротора поведение, реакции и работа этих функций будет несколько отличаться – поэтому в поле подбираем максимально универсальные настройки
Сделанные настройки желательно сохранить в файле настроек в компьютере (программа MESC позволят делать это).
И конечно не забываем проверять обновления «прошивки» контроллера на сайте производителя и загружать последние версии с помощью той же программы MESC и USB-кабеля.

ДД
Киев 2009-2010
Материал готовился при поддержке и технической помощи специалистов Markus Speed Controllers

Вопрос-ответ
Поскольку вопросы по настройке продолжаются, буду публиковать самые типичные.

- ...я несколько раз подключал контроллер к компьютеру, но программа настроек не запускалась...
Ответ:
Порядок программирования: запустить программу в компе, вставить юсб, выбрать в программе com-порт (вверху окошка программы кнопочка с изображением инструментов - нажать и выбрать из списка портов, обычно наш com-порт бОльший по номеру; проверить легко - подключен порт, внизу слева в окошке программы иконка с двумя зелеными разъемчиками и красным проводком, вынимаем наш юсб - иконка вся становится красной), подключить линк к регулятору, подключить регулятор к батарее (не менее 12в) - на регуляторе загориться красный светодид а программа переключится в режим настроек (иконка внизу станет вся зеленой).

- ... какие универсальные настройки можно устанавливать...
Ответ:
Универсальные (заводские) настройки установлены изначально. Но весь смысл спортивных контроллеров в их гибком программировании "под себя".
Вот  "живые" примеры таких настроек:

Примеры настроек:


Настройка для 2-х моделей:
вертолет Atom 6HV с мотором Compass 5026-540 и аккумуляторами 12S, шестерни стандартные 10/104. "Полки" газа такие:
0-27-27   - Нормал    - ок. 1600 об. 
31-31-31 - Айдл1       - ок.1800 об. 
35-35-35 - Айдл2       - ок. 2000 об. 
вертолет Trex 600 с мотором Scorpion 4025-630 и аккумуляторами 12S
шестерни 14/170.  "Полки" газа такие:
0-30-30   - Нормал    - ок.1800 об. 
36-36-36 - Айдл1       - ок.2000 об. 
40-40-40 - Айдл2       - oк. 2250 об. 


вертолет Trex 600 FBL V-Bar с мотором Scorpion 4025-630 и аккумуляторами 12S. шестерни 14/170.  "Полки" газа такие:
0-30-30   - Нормал    - ок.1800 об. 
36-36-36 - Айдл1       - ок.2000 об. 
40-40-40 - Айдл2       - oк. 2250 об. 


вертолет Outrage550 с мотором Scorpion 4025-1100 и аккумуляторами 6S, шестерни 13/140.  "Полки" газа такие:
0-32-32   - Нормал    - ок.1900 об. 
39-39-39 - Айдл1       - ок. 2100 об. 
40,5-40,5-40,5 - Айдл2       - ок. 2250 об. 


вертолет Furion6 FBL Microbeast с мотором Scorpion 4035-450 и аккумуляторами 12S. шестерни 13/109.  "Полки" газа такие:
0-28-28   - Нормал    - ок.1600 об. 
34-34-34 - Айдл1       - ок.1850 об. 
40-40-40 - Айдл2       - oк. 2100 об. 

- ...как только пытаюсь подключить акум к регулю - идет такая недетская искра что я сразу стремаюсь и отключаю аккум... акум ведь нужно подключать силовой? это нормально, такая огромная искра?...
Ответ:
В свое время один производитель отдельно писал про высоковольтные контроллеры: "Искра - это ваш друг".
Высокое напряжение+большие емкости на входе = искра при включении (касается всех ХВ регуляторов, если в них нет специальных "гасящих" устройств).

- ... а почему он такой маленький??   я ожидал увидеть "регулИще" с полуметровым радиатором...  там вообще есть радиатор? может следует организовать дополнительный...?...
Ответ:
Маленький, легкий, еле теплый.... ответ один: потому что это МАРКУС - контроллер разработанный на оригинальной схемотехнике с высококлассными элементами и использованием уникальной математики программы управления.
Как работает маленький и легкий Маркус СЛ300 на гоночных моделях можно посмотреть например здесь (фактический ток 467Ампер!) 

- ... у меня проблема - после двух полетов (регулятор и мотор были еле теплые) снова подключил батарейку, старт - но из контроллера повалил дым...
модель - вертолет 600-го класса
контроллер - маркус 80ХВ
батареи - 12S
настройки - кривые газа
старт - установленный 3 ед.
особенности - пришлось удлинять провода от регулятора к батарее, т.к  так по компоновке удобнее.
что теперь делать, как отремонтировать?
Ответ:
Сгорели силовые ключи. С вероятностью 90% дело в длине проводов. Контроллер расчитан на 51 вольт. При такой длине проводов огромные выбросы противо-эдс, особенно на таком мягком старте при первых "пинках-подталкиваниях" мотора, тем более связанного с тяжелым ротором вертолета. Для любых контроллеров важно делать силовые провода ВСЕГДА КАК МОЖНО КОРОЧЕ! Особенно, если нет запаса по напряжению контроллера. В Вашем случае на  батареях 10S при таких проводах выжил-бы, но на 12S уже нет. Так что не бойтесь резать провода у контроллера и паков, при коротких проводах (вплоть до 5-7 см вместе с разьемакми) облегчаются условия работы контроллера, и при укорачивании со стороны мотора - тоже. Лишние же 10 см провода - смерть, либо нужен контроллер с запасом по рабочему напряжению.
Теперь ремонт, обратите внимание на ПРОГРАММУ ЛОЯЛЬНОСТИ Markus-RC : если произошла негарантийная поломка-отказ, производитель обменивает испорченный контроллер (в любом состоянии) на аналогичный новый за 50% стоимости.
Ну и наверное стоит напомнить о ГАРАНТИИ: бесплатной гарантийной замене отказавшего контроллера в течение года с момента продажи.

-... у меня вопрос - как установить полки гувернера без тахометра? возможно ли это хоть примерно? и еще - поскажите как посчитать передатку на 2-х ступенчатом редукторе (вертолет Харрикейн)?
Ответ:
1. Начнем с передаточного отношения редуктора. Оно равно произведению всех ступеней редуктора: n/N = n1/N1 x n2/N2 x ....
В целом же формулу примерного расчета оборотов ротора можно записать так:
Rotor= Kv x S x 3,14 x n/N
Kv - об/вольт мотора
S - колич ЛиПо батарей
n - ведущая шестерня
N - ведомая шестерня
3,14 - примерный коэф. просадки батарей и эффективности мотора.
Хочу напомнить, что ни в коем случае нельзя превышать максимальные обороты ротора установленные производителем модели и лопастей!
2. Теперь примерный расчет "полок" газа гувернера контроллера Markus. 
а) Определяем электрические обороты мотора
MotorE = Rotor x Pole x N/2n
Pole - количество полюсов мотора
б) Устанавливает тип гувернера в контроллере:
Если обороты в диапазоне MotorE = 50000-170000, выбираем Гувернер High
Если обороты в диапазоне MotorE = 14500-49000, выбираем Гувернер Low
в) Рассчитываем полки газа:
Гувернер High Н% = (Rotor x Pole x N/n)/2400 -38
Гувернер Low L% = (Rotor x Pole x N/n)/700 -44
Конечно, это примерная формула выведена из технических данных работы гувернера при разных длительностях сигнала с учетом эффективности мотора 0,9. 
Проверка с фактическими измерениями на 8-полюсном моторе 540кV с батареями 12S с редуктором 104/10 показывает:
Обороты =1600 факт 17% расчет 17,5%
1800 факт 25% расчет 24,4%
2000 факт 31% расчет 31,3%
Расчетные полки устанавливаем предварительно, а потом можем корректировать (поднимать или опускать) по тахометру или по ощущениям при тестовых полетах.
.... и в продолжение:
Вот достаточно простой калькулятор , который поможет подобрать и обороты гл ротора и "полки" газа гувернера для контроллера Маркус

- ... я собираюсь использовать повышенное напряжение бортового питания  - от 2ЛиПо примерно 7,4-8,0В. есть ли какие-то ограничения для контроллера Маркус ХВ?
Ответ:
Контроллер Маркус ХВ имеет опто-гальваническую развязку между силовой и управляющей цепями. Поэтому силовая цепь получает питание от силовых аккумуляторов, а управляющая - от приемника. Управляющая цепь рассчитана на входное напряжение до 7,0В, поэтому использовать бортовое питание выше 7,0В можно только с применением понижающего устройства (БЕК, Степ-даун и подобное).

- ... важная информация от производителя контроллеров МАРКУС, сентябрь 2010.
Настройка тайминга контроллеров MARKUS SL и HV
В последнее время на рынке появляется все больше многополюсных моторов - аутраннеров. Часто в их инструкциях производитель указывает заниженное значение таймингов (5, а иногда и 0 градусов). Это связано с тем, что производитель моторов орентируется в первую очередь на хоббийные контроллеры, которые занимают большую часть рынка.
В спортивных профессиональных контроллерах (а такими являются MARKUS SL и HV) параметр тайминга (Timing) надо точно рассчитывать и устанавливать пользователем. ЕСЛИ УСТАНАВЛИВАТЬ ОШИБОЧНОЕ, ЗАНИЖЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТАЙМИНГА, КОНТРОЛЛЕР МОЖЕТ ПЕРЕГРЕТЬСЯ И ВЫЙТИ ИЗ СТРОЯ.Так как точный расчет таймингов не прост, а кроме того все равно нуждается в последующей коррекции по результатам тестовых полетов, производитель контроллеров MARKUS информирует своих клиентов о минимально допустимом значении тайминга для контроллеров MARKUS SL и HV с программной прошивкой от v0.11 до v0.15, в зависимости от количества полюсов (Pole) используемых моторов:
Мотор 8 полюсов - Минимальный тайминг 15 градусов
Мотор 10 полюсов - Минимальный тайминг 17-20 градусов
Мотор 12 полюсов - Минимальный тайминг 22-25 градусов
Мотор 14 полюсов - Минимальный тайминг 25-30 градусов
Обращаем внимание, что ПОЛОМКА КОНТРОЛЛЕРА ПО ПРИЧИНЕ НЕПРАВИЛЬНОЙ НАСТРОЙКИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГАРАНТИЙНЫМ СЛУЧАЕМ.
В последующих версиях программных прошивок производитель контроллеров MARKUS планирует уменьшить риск поломки контроллера и мотора при неправильной установке тайминга.

-...слышал про новую прошивку контроллеров Маркус, где ее можно взять?
Ответ:
Вместе с тестами нового контроллера HV120 тестировалась и прошивка .v.0.15. Ее основные особенности:
- регулируемое замедление при переключении оборотов Гувернера (переключая "флай-мод" можно избежать рывков модели и перегрузок трансмиссии)
- новый фильтр входного сигнала приемника, практически полностью убирает помехи в управлении.
Бета версию прошивки можно скачать в нашем разделе Загрузки  или по прямой ссылке.

-...как обновить прошивку? в компьютерах я пользователь, так что пожалуйста расскажите попроще.
Ответ:
Скачиваем по ссылке (см. предыдущее сообщение) новую прошивку в архивном файле. Файлы из архива достаем в папку Маркус (там где находится программа MESC).
Запускаем MESC, подключаем контроллер, сохраняем файл с существующими настройками (в верхней панельке нажав на "дискетку", или Ctrl+S). Затем, чтоб обновить прошивку нажимаем Ctrl+F. В появившемся окошке указываем или подтверждаем какую прошивку (версию) установить. Запускаем-устанавливаем. Теперь восстанавливаем сохраненные настройки (в верхней панельке нажав на "папку" или Ctrl+O).

-...меня интересует новый Markus HV120 . какие особенности с настройки?
Ответ:
Новый Markus HV120 в 2010 году производится ограниченной партией только для спортсменов.
Настройка HV120 с помощью радио не отличается от настройки всех контроллеров серии SL и HV, ее можно найти на сайте производителя .
Настройка же с помощью ЮСБ-адаптера стала проще - теперь сам адаптер подключается в отдельный разъем (на коротком поводе контроллера) и через него же происходит питание контроллера от компьютера при настройке. Не надо отключать разъем радио и подключать силовые батареи. Новую программу MESC с поддержкой HV120 можно скачать в нашем разделе Загрузки .